Менее чем через два года с момента первого анонса проект Hyperloop Элона Маска, кажется, сделал большой шаг вперед. Две независимые компании запустили свои проекты по строительству высокоскоростных транспортных систем, вдохновленных открытыми идеями самого Маска. На днях компания SpaceX рассказала о том, что ведет строительство тестового полигона, который станет местом проведения испытательных заездов высокоскоростных капсул и выбора лучшего аэродинамического дизайна транспортного средства для подобной системы.
Новости хорошие. Реальный прогресс, действительно, не может не радовать. Уже само по себе строительство экспериментальной площадки Hyperloop протяженностью около 8 километров сулит серьезные испытания, с которыми придется столкнуться и справиться инженерам. И это если еще не говорить о конечном выборе наиболее подходящих со стороны аэродинамики вагонеток (или пассажирских капсул, кому как удобнее). Но за этими, казалось бы, серьезными проблемами и задачами скрываются еще более серьезные трудности, требующие высокотехнологичных решений. Если учитывать такие аспекты, как скорость и насколько быстро Hyperloop сможет разгоняться, а также насколько безопасным он будет на таких скоростях, то вопрос дизайна капсул сразу же уходит на второй план и даже строительство 8-километрового тестового полигона не сможет решить эти вопросы. Если смотреть на вещи с этой стороны, то прогресс в развитии проекта сразу же становится менее заметным.
Важнейшие проблемы, которые нужно будет решить, — это скорость и масштаб. Концепт Hyperloop разрабатывается и представляется в качестве более быстрого и более дешевого средства передвижения, по сравнению с другими транспортными альтернативами, такими как автомобили и поезда, однако даже незначительные изменения в его основах, планах и графиках (в общем, в цифрах) может существенно повернуть проект от прибыльности и эффективности к убыточности.
Несложно представить себе и опасения по поводу безопасности, которые будут ограничивать скорость Hyperloop всего на какие-то доли от его теоретической максимальной скорости, а также возможные трудности, которые вынудят производить установку станций далеко за пределами городских центров. Разве проект останется привлекательным, если вместо обещанных 30 минут вам потребуется 3 часа, чтобы добраться от одного места до другого? Что, если конечная стоимость проекта будет оценена в 60 миллиардов долларов вместо обещанных шести? После нескольких таких «спорных вопросов» развитие и реализация подобных технологий и вовсе окажется нерентабельной и бесперспективной. Именно эти вопросы являются ключевыми при определении «профпригодности» Hyperloop, и пока внимание инженеров занято мелкомасштабным строительством, неизвестно, когда можно будет получить ответы на эти вопросы.
Последние подвижки SpaceX тоже пока никак не решают данных проблем. Протяженность тестового тоннеля будет составлять всего около 8 километров. На такой дистанции разогнаться до 1120 километров в час (примерно такую скорость обещает Hyperloop) не получится. Тестовый полигон Hyperloop Test Technologies, который, по обещаниям, откроется в следующем году, столкнулся с той же проблемой. Ограничение скорости здесь будет составлять 320 километров в час. При таких ограничениях никоим образом не получится проверить и решить проблемы безопасности, которые будут связаны с движением капсул почти на сверхзвуковых скоростях. В результате получится нечто среднее между маглевом и обычным поездом. Это совсем не значит, что при использовании такого тестового полигона нельзя будет решить важные вопросы. Просто основной вопрос с Hyperloop — будет ли он достаточно быстр и экономически выгоден для замены самолетов и рельсового транспорта соответствующих масштабов — скорее всего, окажется нерешенным.
Отчасти неясным остается и вопрос того, каким видит Hyperloop сам Элон Маск. Если взглянуть правде в глаза, то когда мы говорим о Hyperloop, мы говорим пока всего лишь о идее, концепте представления того, чем может являться эта штука. Легкая капсула, предназначенная для передвижения на воздушной подушке внутри закрытой намагниченной трубы. Это и есть Hyperloop. Пока остается непонятным, как будут решаться многие технические сложности, связанные с использованием необходимых для строительства Hyperloop технологий, с которыми рано или поздно придется столкнуться. Сейчас мы можем лишь предполагать, насколько быстро он сможет передвигаться и сколько мощности при этом он потребует. Но это всего лишь догадки, и пока действительно трудно говорить о том, как эти вопросы будут переноситься с чертежей инженеров в реальный мир.
Это вполне обыденно, когда радость вокруг новой технологии, только что, казалось бы, вызывавшей большой энтузиазм у окружающих, начинает резко снижаться, как только этой технологии приходится столкнуться с реалиями настоящего мира. Hyperloop в этом плане изначально вызвал действительно большой энтузиазм со стороны. Когда Маск впервые анонсировал свои планы, он сказал, что рабочая версия Hyperloop сможет доставить человека из Лос-Анджелеса в Сан-Франциско (536 километров) всего за 30 минут, что гораздо быстрее любого другого традиционного вида транспорта. И все это за ту же или даже меньшую стоимость. Конечно же, такое заявление вызвало сильнейший интерес к проекту.
Если Hyperloop будет двигаться по прямому пути, то его скорость, вероятнее всего, будет определяться аэродинамическими особенностями капсул, а не мощностью их ускорения. Остается открытым и вопрос обслуживания Hyperloop. Какие элементы могут выйти из строя и как часто это будет происходить? Оснащение инфраструктуры Hyperloop различными системами безопасности, особенно интеграция систем сейсмоустойчивости, тоже повысит планку стоимости проекта.
Как бы там ни было, прогресс в проекте виден. И это удивительно, особенно если учесть всю необычность его реализации. Практически сразу Маск объявил, что проект будет открытым, что сам пока не собирается ничего строить и что любая компания, обладающая необходимыми возможностями, может попробовать свои силы. Таких компаний нашлось сразу две, не считая SpaceX, которая недавно тоже заявила о своем желании поучаствовать. Сейчас все они соревнуются между собой в строительстве полноразмерных капсул для перевозки пассажиров внутри системы Hyperloop.
Открытая природа соревнований, как правило, задвигает мотивы в получении прибыли на второй план и чаще всего используется в качестве возможности поделиться с миром той или иной идеей. Это своего рода некая подстраховка на случай провала. Если Hyperloop окажется просто хорошей идеей, реализация которой станет невозможной, то такая «подстраховка» вполне очевидна. Даже сейчас, когда идеей Hyperloop заразились три компании, планы по реализации проекта строительства системы между Лос-Анджелесом и Сан-Франциско, которые изначально предлагались Элоном Маском, не стали от этого более ясными. Пока они висят в воздухе. Оно и понятно почему. Ведь после строительства и тестирования может оказаться, что Hyperloop неспособен работать на тех скоростях, о которых изначально говорил Маск. Сейчас точного ответа дать никто не может.
Пока никто не говорит, что Hyperloop окажется безуспешной затеей и что тестовые испытания действительно провалятся. Система сверхскоростных капсул на воздушной подушке, передвигающихся внутри закрытых вакуумных труб, правда, видится перспективной. Но эта идея пока вызывает слишком много вопросов, чем дает ответов. И если ответов мы так и не дождемся, то классная идея так и останется идеей.
Источник: hi-news
Оставить комментарий