Вопрос, который все мы часто задавали хотя бы сами себе. Первые самоуправляемые автомобили, как ожидается, появятся в автосалонах в течение пяти лет. Их автономные возможности будут ограничены скоростными дорогами, на которых нечасто появляются пешеходы и велосипедисты; вы сможете довериться автомобилю. Пока путь чистый, он будет ехать. Когда у компьютера возникнут проблемы вроде дорожных работ или плохой погоды, он передаст вам руль.
Проблема в том, что этот переход не может произойти мгновенно.
Основное преимущество автономной технологии заключается в повышении безопасности и снижении количества пробок. И уже вторично, такая машина позволит вам сосредоточиться на работе, переписке или что вам там захочется поделать. И хотя правила наверняка поначалу будут запрещать сон за рулем, кто-то наверняка попробует.
Тесты Audi показали, что требуется в среднем 3—7 секунд — до 10 — на то, чтобы водитель взбодрился и взял ситуацию под свой контроль, даже при разного рода предупреждениях. Это значит, что инженеры должны сделать так, чтобы автономная Audi могла справиться с любой ситуацией хотя бы в течение этого времени. Это важно, потому что за 10 секунд может случиться всякое, особенно когда ваш автомобиль движется со скоростью больше 30 м/с.
Это приводит нас к видеорегистраторам. Если вы действительно хотите понять задачи, стоящие перед инженерами, программирующими эти машины, нет лучшего способа проиллюстрировать бесконечные события, которые могут и случаются на общественных дорогах. На видео ниже — небольшой выборке из гигантской видеотеки YouTube — люди падают с мостов, коровы выпадают из грузовиков, налетают цунами и взрываются дома.
Весьма впечатляет, когда водители на видео уворачиваются от угрозы, и они вполне заслуживают презумпцию невиновности, когда им этого не удается. Самоуправляемые автомобили встретятся с более высокой планкой, потому что каждый раз, когда они не будут справляться с опасностью, будет серьезным ударом по репутации и, возможно, юридической ответственности автопроизводителя. У технологий есть преимущества: они не пьют, не бесятся, не отвлекаются и не хотят спать. Они игнорируют идиотов, которые их подрезают, и не поддаются искушению показать, кто из вас двух — король дороги. При всем этом реакция компьютера в разы превышает человеческую в скорости. Они заменяют человеческие инстинкты — которые за рулем часто дают сбой — определенным сводом правил.
Одно базовое правило работает для многих непредвиденных ситуаций на дороге. Ударить по тормозам и попытаться избежать объекта, который движется неправильно. Но это работает, когда вы наблюдаете за коровами, валящимися из грузовика:
Или за парнем, который прыгает с моста на дорогу и куда-то идет:
Или когда грузовик уходит под асфальт:
Программное обеспечение автомобиля не должно знать, что корова — препятствие, которое следует избежать. Но, к нашей радости, видеорегистраторы позволяют нам смоделировать массу ситуаций, в которых компьютер сделает правильное решение. Но что делать, если цунами?
Или когда здание разваливается (после попадания машины) и обломки падают на дорогу?
Или самолет падает почти на дорогу, пугая, но не представляя угрозы для водителей?
Или начался лесной пожар?
Суть в том, что дороги мира — безумные непредсказуемые места, на которых может случиться всякое. И на них может даже не быть пешеходов, велосипедистов, автобусов и такси, которые добавляют проволочек в корзину. Как же подготовить себя к любой возможной ситуации?
Да никак.
Вы можете использовать компьютерное моделирование и научить автономное программное обеспечение выруливать в самых безумных обстоятельствах, которые только можно представить, говорит Юрг Шлинкхейдер, глава по системам помощи водителю в Audi, но этот подход не лучший: это огромный объем работы, и вы никогда не предугадаете, какой в точности будет роковая ситуация. «Даже если речь идет об одном случае, это уже проблема. И вам придется сортировать их». Иными словами, вы никак не спасете первый автоматизированный автомобиль, который столкнется с наводнением или селями.
Это не значит, что человек-водитель берет верх в такой ситуации. Если один автомобиль окажется в неожиданной и опасной ситуации, он может послать сигнал тревоги на сервер, который предупредит другие машины в округе, тем самым в потенциале спасая жизни людей. Что более важно, эта технология может обучаться: сортировка данных означает, что автомобиль как минимум узнает такую ситуацию в будущем. Это знание не останется с отдельной машиной, а достанется и другим автомобилям (возможно, даже и произведенным конкурентами). То есть, когда первый торнадо унесет самоуправляемый автомобиль, вы ничего не сможете поделать. Но во второй раз вы уже будете готовы.
Источник: hi-news
Оставить комментарий