Крупные производители электроники любят снимать рекламные фильмы о технике будущего. Как правило, у таких фильмов есть одна общая черта: они не имеют никакого отношения к реальности. Волшебный мир концепт-видео населен персонажами, которые ведут себя совсем не так, как живые люди, и заполнен устройствами, существование которых противоречит если не законам физики, то хотя бы здравому смыслу.
Туманная идея «цифрового дома» кочевала по таким фильмам много лет. В ее основе лежало разумное предположение, что компьютеры со временем значительно подешевеют и их станут встраивать в каждое устройство. Труднее оказалось понять, к чему приведет такое развитие событий. Помните старые статьи об «умных» холодильниках, которые будут самостоятельно заказывать еду в интернете или распечатывать рецепты на принтере? Ничего правдоподобнее корпоративные футурологи выдумать не сумели.
Хотя теперь любой гаджет, от телевизора до мобильного телефона, даже самого дешевого, действительно содержит компьютер, наши дома так и не стали цифровыми (кроме, разве что, дома Билла Гейтса, но это особый случай). Производителей электроники это не смутило — они лишь скорректировали свои прогнозы. Подновленное видение «цифрового дома» кажется куда более практичным и продуманным, чем раньше. Его авторы нашли задачу, которая, похоже, и в самом деле нуждается в решении.
В каждом современном устройстве хранится уйма данных. В фотоаппарате лежат фотографии, в MP3-плеере — музыка, а в телефоне — и то и другое, да еще вдобавок ценные контакты. И пока они там, с ними почти ничего нельзя сделать. Передать MP3 с одного плеера на другой напрямую, вероятно, не получится. Выгрузить фотоснимок сразу на телеэкран, скорее всего, тоже. Получается, современные гаджеты бесполезны (ну или почти бесполезны), если под рукой нет компьютера.
У счастливых обитателей рекламных роликов подобных проблем уже нет. Они решены с помощью технологии, которая автоматически объединяет все гаджеты в единую локальную сеть, не требующую настройки и управления. И что самое интересное, в отличие от пресловутых веб-холодильников, эта технология уже существует. Почему же о ней так редко говорят?
Словарь для гаджета
Одна из реализаций этой идеи встречалась каждому владельцу iPod — правда, не в самом плеере, а лишь в программе iTunes, с помощью которой его заправляют музыкой. Она способна автоматически отыскивать другие iTunes, запущенные на компьютерах в той же локальной сети. Найденные фонотеки можно рассматривать и слушать; скопировать чужие файлы или загрузить их в iPod, увы, не получится, зато доступны все метаданные.
Следующий шаг, приближающий нас к цели, — бесплатное приложение Remote для iPhone или iPod Touch. С помощью того же протокола, который помогает iTunes отыскивать соседей по локальной сети, оно добывает информацию о содержимом фонотеки iTunes на удаленном компьютере. Воспроизведением музыки в iTunes можно управлять дистанционно прямо с экрана мобильного телефона. Снова не требуется никакой настройки — компьютер и телефон находят друг друга без помощи человека.
Для полной идиллии недостает только возможности перенаправить музыку с компьютера на другое устройство. С этим прекрасно справляется точка доступа Airport Express или телеприставка Apple TV. Они поддерживают систему AirTunes, которая позволяет транслировать по Wi-Fi музыку из iTunes на подключенную к ним аудиосистему.
Airport Express передает музыку с компьютера на аудиосистему по Wi-Fi
Системе из компьютеров, Airport Express и телефона с iTunes Remote недостает универсальности, но она все же очень похожа на идеальный «цифровой дом» будущего из прогнозов гаджетных компаний, верно? Использованный тут подход годится не только для музыки. Проблема взаимодействия гаджетов решится сама собой, если научить их вести себя «по-айтюнзовски»: оповещать о своем существовании остальные устройства и компьютеры в локальной сети и сообщать, каким контентом они могут поделиться.
Технология, которую используют iTunes и Remote для поиска соседей, разработана в Apple и называется Bonjour. Впервые ее поддержка появилась в 2002 году в Mac OS X 10.2 (правда, тогда она носила имя Rendezvous; его пришлось сменить через несколько лет из-за спора о торговых марках). Хотя Apple славится патологической любовью к секретности, для Bonjour компания сделала исключение. Использованный протокол полностью открыт, а для части программного обеспечения даже опубликованы исходные коды.
Приложение Remote для iPhone подключается к фонотеке iTunes на компьютере с помощью Bonjour
И вот результат: популярность Bonjour многократно выше, чем у конкурентов. Этот протокол используют многие сетевые принтеры, Asterisk, самый распространенный открытый сервер интернет-телефонии, настраивает по Bonjour подключенные к локальной сети VoIP-телефоны; вдобавок поддержка этой технологии имеется в Skype, Pidgin, Adobe Creative Suite 3 и множестве других приложений.
UPnP — другая популярная технология подобного рода, причем гораздо более универсальная. Аббревиатура расшифровывается как Universal Plug and Play, но к обычному компьютерному Plug and Play она не имеет никакого отношения. Их объединяют только похожие задачи: Plug and Play нужен для того, чтобы не приходилось думать о настройке прерываний, портов и адресов ввода-вывода новых компонентов компьютера, а Universal Plug and Play позволяет не заботиться о подключении к сети всевозможных устройств.
В основе UPnP лежат общеизвестные стандартные сетевые форматы, начиная с TCP/IP с HTTP и заканчивая SOAP с UDP, поэтому в принципе его действия нет ничего из ряда вон выходящего. Попав в локальную сеть, UPnP-устройство сразу же пытается получить IP-адрес с помощью DHCP. Затем оно объявляет остальным о своем подключении; для этого применяется протокол SSDP — аналог Bonjour, придуманный в Microsoft и Hewlett-Packard.
При дальнейшем обмене сообщениями устройство выдает все необходимые подробности: точное описание того, что именно оно собой представляет, список переменных, значение которых отражает его состояние в данный момент, и, самое главное, набор команд, которые он способен выполнить, — своеобразный разговорник для общения. Чтобы заставить устройство что-нибудь сделать, необходимо всего лишь отправить подходящую команду в формате XML по его адресу. Изменения переменных состояния, за которыми можно следить, показывают, что с ним происходит.
У полной универсальности всегда есть оборотная сторона — излишняя сложность. Стандарт UPnP содержит множество ответвлений на все случаи жизни, а вот практическая реализация некоторых очень важных деталей рассматривается недостаточно четко. В результате потребовался еще один стандарт, фактически представляющий собой более простую и специализированную версию UPnP для бытовых медиаустройств. Он называется DLNA.
Незаметный триумф DLNA
Организация Digital Living Network Alliance, разрабатывающая DLNA, основана шесть лет назад, но до недавних пор она редко попадала в центр внимания. Зато теперь эти четыре буквы регулярно появляются в гаджетных новостях. Неудивительно: устройств, которые поддерживают этот стандарт, становится все больше. Январская выставка CES представляла собой одно большое победное шествие DLNA.
Поддержку DLNA имеют игровые приставки Xbox 360 и Playstation 3, некоторые смартфоны Nokia и Samsung, плееры Archos 705, фотоаппараты Sony Cyber-shot DSC-G3 и множество современных телевизоров. Дополнительную дозу внимания стандарту обеспечила Microsoft (учитывая давний интерес компании к UPnP, это совсем не кажется странным). Встроенная поддержка DLNA — одно из активно рекламируемых преимуществ Windows 7.
Интерес к DLNA, который испытывают производители домашней электроники, вполне объясним. Они не хуже других понимают, что каналы распространения контента меняются. Проблема заключается в том, что их продукция не имеет к этим изменениям никакого отношения. Музыка и видео в электронной форме передается и потребляется, главным образом, компьютерными пользователями. Конечно, можно было бы их проигнорировать, но слишком памятна история iPod. Несколько лет назад западный рынок портативных аудиоплееров захватила компания Apple, а его прежние лидеры остались у разбитого корыта. Что если то же самое случится на рынке видео проигрывателей или телевизоров?
Nokia N95 8GB. Первый мобильный телефон, сертифицированный организацией DLNA
Допустить такого они не могут. Разумеется, производители электроники ухватились за DLNA как за спасительную соломинку. С их точки зрения, такой стандарт как раз то, что нужно. Он устраняет перекос в сторону компьютеров, которым страдает электронный контент, превращая любые гаджеты в компьютерную периферию.
DLNA представляет собой упрощенный вариант той части стандарта UPnP, в которой определены средства для управления аудио и видеоустройствами. В отличие от излишне либерального UPnP, в его спецификации жестко прописаны все необходимые форматы видео и аудио, сетевые функции и прочие тонкости, которые должны поддерживать DLNA-совместимые устройства. Такая точность делает маловероятными ситуации, когда одному устройству не удается подключиться к другому из-за того, что их разработчики реализовали немного различающиеся подмножества стандарта.
Согласно DLNA, все устройства делятся на четыре типа: медиасерверы, медиапроигрыватели, медиаконтроллеры и медиавизуализаторы. Медиасерверы — это хранилища контента. Сервером могут служить обычные компьютеры с DLNA-совместимым программным обеспечением, телеприставки и даже видеокамеры или мобильные телефоны. Проигрыватели, как можно догадаться по названию, воспроизводят контент, полученный с сервера. Эту роль могут исполнять телевизоры, аудиосистемы, телефоны или игровые приставки. Контроллеры (например, интеллектуальные пульты дистанционного управления или мобильные устройства с программами наподобие iTunes Remote) позволяют выбирать контент на сервере и передавать его на подходящий визуализатор (телевизор, удаленные колонки или портативный беспроводный дисплей). При этом одно и то же устройство может оказываться то сервером, то проигрывателем.
Windows Media Player 12
Windows 7 способна перенаправить воспроизведение аудио или видео на любое DLNA-устройство в локальной сети
С точки зрения пользователя соединение устройств с помощью DLNA больше всего напоминает передачу файлов по Bluetooth. При подключении медиасервер предлагает выбрать в списке один из найденных по соседству медиаплееров, после чего перенаправляет звук или видео на него. В Playstation 3, например, такой список появляется на главном экране, а в Windows 7 подходящие устройства перечислены в контекстном меню Play to, которое позволяет передать видеофайл на телевизор или послушать MP3 не на компьютере, а на подключенной к локальной сети аудиосистеме.
Sony Playstation 3 — одно из самых популярных устройств с поддержкой DLNA
Недостатки у DLNA тоже есть. Во-первых, форматы, поддержки которых требует стандарт, на практике почти никогда не используются. Медиасерверы решают эту проблему перекодированием файлов на лету, но это вряд ли стоит считать нормальной ситуацией. Перекодирование требует значительных ресурсов и, как правило, отрицательно влияет на качество. Во-вторых, устройства DLNA не могут использовать Bluetooth (это упущение разработчики стандарта уже планируют исправить). В-третьих, у DLNA есть нерешенные проблемы с безопасностью.
Проигрыватель Blu-Ray Pioneer Elite подключен по DLNA к медиа-серверу с видеофайлами
Это не вредит популярности стандарта среди производителей электроники. Digital Living Network Alliance насчитывает 240 компаний-участников, в число которых, между прочим, входят Microsoft, Nokia, Philips, Sony, Panasonic, Samsung, Lenovo и Canon. Ежегодно производится 200 миллионов гаджетов, имеющих сертификат DLNA. За первые шесть месяцев 2009 года появилось больше 170 моделей DLNA-совместимых телевизоров, а общее количество моделей DLNA-устройств к тому времени составляло около пяти тысяч.
Планшеты Nokia поддерживают DLNA
Ответ на не заданный вопрос
Если верить статистике (а в данном случае нет никаких оснований ей не верить), нас окружают сотни миллионов устройств, поддерживающих DLNA. Однако многие ли об этом знают? Подавляющее большинство владельцев DLNA-совместимой электроники не только ни разу не использовали ее сетевую функциональность, но даже не догадываются о том, что она имеется.
Причина, скорее всего, никак не связана с техническими достоинствами или недостатками DLNA. Дело в том, что желания потребителей в действительности оказались несколько другими, производителям гаджетов не удалось их разгадать на 100%.
Удивительнее всего, что это уже не первый случай, когда подобная технология остается невостребованной. Вспомните стандарт PictBridge, поддержка которого имеется в каждой второй фотомыльнице. Он позволяет соединить по USB камеру и принтер, чтобы распечатать нужные фотографии, даже не скачивая их на компьютер. По замыслу авторов стандарта, спрос на PictBridge создадут люди, которые не разбираются в компьютерах. Но они ошибались. Нельзя сказать, что спрос на PictBridge растет.
Производители гаджетов склонны преувеличивать компьютерофобию своих покупателей. Если бы компьютеры в самом деле были настолько недоступны пониманию обычных людей, мы бы до сих пор слушали музыку на CD, а не на MP3-плеерах, а фотографии в «Одноклассниках» публиковали бы только редкие гики. Однако это совсем не так. Оказалось, что заурядный пользователь вполне справляется и с цифровыми плеерами, и с цифровыми камерами, хоть они и требуют определенного уровня компьютерной грамотности.
Возможно, это прозвучит парадоксально, но заурядному пользователю гораздо проще разобраться в компьютере, чем в новом гаджете. Попробуйте даже не использовать, а хотя бы отыскать в интерфейсе фотоаппарата пункт PictBridge. Как правило, он зарыт в таких глубинах меню, куда годами не ступает нога человека. И это совсем не новая проблема: вспомните, какие «гаджеты» окружали нас четверть века назад. Тогда шутили, что только настоящий мужчина способен настроить таймер видеомагнитофона. Остальным не хватает выдержки.
***
Причины того, что DLNA остается незаслуженно малоизвестен, очень похожи. Во-первых, лишь немногие DLNA-устройства обладают доступным пользовательским интерфейсом. На каждую Playstation 3 с понятным меню приходится сотня поддерживающих DLNA-телевизоров, интерфейс хорош только для переключения каналов и настройкой громкости. Во-вторых, пользователям просто не приходит в голову напрямую соединять фотоаппарат с принтером или мобильный телефон с телевизором. Обычные устройства приучили их, что контент можно переносить или копировать — и только. Строить сети из гаджетов им до сих пор не приходилось.
Наконец, остается еще один вопрос: так ли необходимы локальные хранилища контента? Чем быстрее и дешевле становится интернет, тем больше в этом сомнений. Никому не приходит в голову сохранять прочитанные веб-страницы, потому что их всегда можно снова найти в интернете. К музыке и видео это относится в не меньшей степени. Только привычка заставляет нас копить на дисках записи MP3 и фильмов, и все чаще пользуемся плейлистом Вконтакте или сервисами типа Last.fm. Новые каналы распространения контента в электронной форме будут похожи на музыкальный поисковик Spotify или видеосайт Hulu, где можно смотреть фильмы и сериалы. Производителям электроники следовало бы подумать о разработке гаджетов, которые рассчитаны на такие сервисы, тем более что это не так уж сложно. Телевизор, показывающий потоковое видео из Сети, или музыкальный центр, играющий радио Last.fm, не нуждаются в компьютере и сложных способах идентификации соседних устройств. Им хватит простого доступа в интернет.
Значит ли это, что DLNA не нужен? Вовсе нет. Эта технология еще пригодится, но обычные пользователи о ней вряд ли услышат. Всякий раз, когда мы подключаемся к Сети, используются не менее сложные технологии, названия которых знакомы лишь специалистам. DLNA станет одной из них.
Источник: mobi
Оставить комментарий